?

Log in

Previous Entry | Next Entry



Недавно пересмотрел фильм Джонатана Демме "Филадельфия" (1993). Драма о гее, больном СПИДом, который борется в суде с бывшими работодателями по факту незаконного увольнения. Удивительная роль Тома Хенкса, абсолютно заслуженный Оскар, через год он получит еще один  за "Форрест Гамп". Но речь в этом посте пойдет не о золотых годах блестящего актера и не о проблеме сексуальных меньшинств, хотя фильм, конечно, и об этом тоже.

Во время просмотра я в очередной раз насладился работой режиссера Демме и оператора Така Фудзимото. За три года до этого они триумфально показали миру "Молчание ягнят", но на этот раз их прокатили по полной программе. Оскар у Хенкса, Оскар у Брюса Спрингстина за безусловно шикарную песню. А режиссер и оператор даже номинаций не получили. Как и сам фильм. Да, в тот год царствовал Спилберг и его "Список Шиндлера", но, пардон, в номинации на "Лучший фильм" был даже "Беглец". Хороший детектив с Харрисоном Фордом, не спорю, но он явно занимает место картины Демме, сделанной куда более искусно, аккуратно и пронзительно одновременно.

А между тем - у Демме/Фудзимото, действительно, есть, чему поучиться.


Во-первых, использование музыки. Первые три минуты "Филадельфии" - это хрестоматийный пример того, как музыка задает настроение фильма. Начальные титры - нам показывают улицы города, простых людей, которые живут, веселятся, работают, а фоном играет красивая, грустная песня. Этот прием я, кстати, использовал во время монтажа своего дипломного фильма и отчасти дебютного полнометражного...но сейчас не об этом. Короче говоря, правильно подобранная музыка на начальных титрах определяет и подчеркивает настроение фильма. Даже если начало истории у тебя позитивное и бодрящее, ставь грустную музыку, если все закончится паршиво. Зритель должен сразу чувствовать, что ты не комедию ему показываешь.



Во-вторых, работа актеров на камеру. Классный прием, когда герои в ключевых сценах произносят свои реплики как будто бы тебе - зрителю, а по факту - в камеру. Если сперва это может смущать и даже раздражать, то ближе к финалу подобный прием создает очень тесный контакт героев и зрителя. Вспомните, ведь в "Молчание ягнят" Демме это уже пробовал делать, Кларисса и Ганнибал постоянно друг на друга пялились! Но там это выглядело скорее как эстетское решение мизансцены, а здесь, когда мы говорим о страхе прикосновений и ужасе от близкого контакта с больным СПИДом, лучше приема вообще не придумаешь. Просто и действенно. За такое, сцуко, надо давать Оскар! )))))

- Начало фильма. Два главных героя на приеме у судьи.




- Начальник замечает у героя Тома Хенкса лизию на лбу как свидетельство СПИДа



- Герой Тома Хенкса приходит к адвокату за помощью, признается, что умирает от СПИДа. Адвокату неловко, и он отказывает.





- Единственная сцена, где нарушается этот прием, но на то есть причина. Герой Тома Хенкса проговаривает драматичный монолог о смерти. Он просто не открывает глаз, он отрывается от жизни в этом мире, и мы видим только взгляд адвоката, его реакцию.



- Сцена в больнице, которая может вызвать вопросы. Когда с героем прощается мать, режиссер не использует теперь знакомый нам прием, но когда прощается гей-партнер в исполнении Бандераса, мы опять смотрим героям в глаза. Вопреки гомофобным спорам я не думаю, что здесь есть какой-то глубокий подтекст и разделение героев на "кто умирающего больше любит" Просто режиссер Демме не стал использовать этот прием во время всей сцены, а только на финальной предсмертной фразе героя Тома Хенкса "Я готов". Так эта фраза работает сильнее.







Ну и на финал поста еще раз оскарная песня с отрывками из фильма.



Posts from This Journal by “киноязык” Tag

promo boris_gouts декабрь 10, 12:10 3
Buy for 10 tokens
Уже после того, как фильм был показан во Владивостоке, пошли первые отзывы в ВК-группе и личные сообщения с вопросами или просто благодарностью.…

Comments

( 1 comment — Leave a comment )
yachtweek
Aug. 9th, 2016 11:37 am (UTC)
Классный фильм. Смотрела очень давно, подробностей не помню, но запомнилось, что впечатлил. Надо пересмотреть.
( 1 comment — Leave a comment )

Profile

bg-dim
boris_gouts
Борис Гуц: записки кинорежиссера

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel