?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry



Дени Вильнев в этом году не получил Оскар в номинации "Лучший режиссер", что ни в коем случае не делает его лучше или хуже как профессионала и художника. О фильме "Прибытие" сказано уже много - как хорошего, так и плохого - ниже я хочу лишь показать, как Вильнев в нужных местах умело держит интригу и выдает зрителю информацию дозами. Это простой режиссерский прием, который не так часто используется, как хотелось бы.



Часть 1. Как выглядит корабль пришельцев?

Учитывая, что в оригинальном рассказе Теда Чана "История твоей жизни" инопланетного корабля и вовсе нет, режиссеру Вильневу и его команде пришлось выдумывать иноземный транспорт с нуля. Внешний вид корабля, как и облик пришельцев, - это всегда очень притягательные, интригующие моменты в жанре "кинофантастика", а потому Вильнев явно хотел сдавать карты не спеша.

05:35
Первое упоминание корабля - на шестой минуте фильма. Героиня Эми Адамс и ее студенты включают телевизор, но зрителям изображение не демонстрируется, только лицо Адамс в полутьме и голос диктора... Полминуты!!!



06:04
В финале сцены телевизор с кораблем все-таки показывают, но на общем плане ничего особо не разглядеть.



08:53
Героиня Эми Адамс смотрит телевизор у себя дома. Сперва в кадре только журналист...



...затем что-то силуэтное и невнятное все же показывают, подогревая интерес зрителя.



09:25
Опять телеящик, теперь новости из Венесуэлы. Опять что-то невнятное... То есть четыре минуты подряд нам говорят, что корабль прилетел, да и не один, но режиссер принципиально отказывается их нам показывать! Сволочь какая!



18:18
И вот свершилось! Спустя 17 минут после начала фильма и 13 минут после первой новости по телевидению режиссер Вильнев все-таки показывает зрителю этот чертов корабль.



Да не просто так. А в эпичном длинном кадре! С панорамой через туман! Да с вертолета! Да под гипнотичную музыку от Jóhann Jóhannsson. Если вас эта сцена оставила равнодушной, воздержитесь от комментариев, а просто задумайтесь, что с вами не так ;)





И знаете в чем заключается жестокая ирония современного кинобизнеса?
А в том, что все изыски Дени Вильнева, понятные любому профессиональному кинорежиссеру, рухнули, когда пришли маркетологи и сказали: "Ок. Это все очень хорошо, но нам нужен корабль на афиши!" И всё, друзья!!! И вы сейчас читаете эту статью, а сами думаете: "И нахрена ты нам все это описываешь? Какие еще режиссерские приемы? Мы же сто раз видели корабль в трейлере и на афишах!" Да. Так и бывает. Есть искусство, а есть бизнес.




Часть 2. Как выглядят пришельцы?

Пришельцев в трейлере тоже показали, но совсем чуть-чуть. Так что тут старания Вильнева не пропали даром. Герои фильма проникли в корабль где-то через полчаса после начала фильма. В финале этого текста вы можете посмотреть ролик о том, как все это снималось - спецэффекты и прочее - но сейчас мы говорим о первой сцене контакта с инопланетными гостями.

31:00
Герои приходят в так называемую "комнату переговоров" внутри инопланетного корабля. Здесь режиссерский принцип тот же: показываем лица героев и их эмоции как можно дольше, интригуем по максимуму, но не показываем самих пришельцев.







31:40
Слышится гул, нам сообщают: «Они прибывают».







32:40
Итак! Спустя 2 минуты 40 секунд после того, как герои пришли в "комнату переговоров", нам-таки показали инопланетян. Да и то - в тумане. Почти три минуты длилась данная сцена. Непозволительно долго для скучающего подростка с попкорном. Но многих (и меня в том числе) подобная неторопливость дико заводит. Музыка, атмосфера. Таков стиль режиссера Вильнева в данном фильме.




Часть 3. Пришельцы улетают.

Еще один простой пример из той же оперы, когда интересующее нас действие или объект показывается не сразу. Вот сцена, когда корабль прищельцев вдруг решил подняться в небо, подальше от земли.

01:18:00
Герои сидят в палатке. Вдруг они слышат какой-то гул.
Кадр 1. Эми Адамс настораживается.



Кадр 2. Средне-общий план. Трясется палатка и лампы.



Кадр 3. Герои выбегают из палаток. Длинный кадр.



Все куда-то смотрят...



И Форест Уайтакер тоже куда-то смотрит...



01:18:21
Кадр 4. И вот гул обретает визуальные формы. 21 секунду потратил Вильнев на то, чтобы сделать эту сцену. А ведь можно было проще, да? Герои выбегают и сразу видят корабль. Или. Герои слышат гул - потом кадр, где корабль летит - потом выбегают и смотрят вслед улетающему Карлсону кораблю.



Таков стиль режиссера Вильнева в фильме "Прибытие". Атмосфера и неторопливость. Ждем теперь его сиквел "Бегущего по лезвию бритвы" и смотрим обещанные ролики о спецэффектах.







Posts from This Journal by “киноязык” Tag

promo boris_gouts july 1, 14:01 24
Buy for 10 tokens
Попросили для сообщества A Band Apart сделать список лучших фильмов с 2010 по 2017 год включительно, этакий топ-лист из тридцати моих любимых кинолент за указанный срок. Список ранжированный и состоит из трех частей: 5 самых-самых лент, потом еще 10 любимых и, наконец, 15 других лент. Я не очень…

Comments

( 17 comments — Leave a comment )
mike_bog
Feb. 27th, 2017 09:46 am (UTC)
мне повезло, я насладился всеми этими приемами. ведь не видел ни афиш, ни трейлера
boris_gouts
Feb. 27th, 2017 10:18 am (UTC)
вот потому я трейлеры давно не смотрю принципиально. Но корабль все равно видел на афише. Во всех подробностях, так как мне "посчастливилось" попасть в прокат со своим дебютным фильмом в даты проката "Прибытия"))))))
lady_sumerki
Feb. 28th, 2017 07:02 am (UTC)
Я тоже не видела афиш до и счастлива! Даже чуть не расплакалась на словах Бориса о маркетологах и афишах :) На мой взгляд, даже сами названия (а особенно их странные переводы) зачастую фильмам только вредят, пробуждая в зрителях ненужные ожидания. Есди б я снимала фильмы, то у меня была бы мечта (к сожалению, наверное мало возможная в современном мире, но всё же) - сделать афишу без названия. Можно просто загадочный символ какой-нибудь вместо названия поставить, но символы тоже рождают ожидания (хотя может это и неплохо).
mike_bog
Feb. 28th, 2017 03:14 pm (UTC)
да, про переводы я тоже давно так думаю
wpiggy
Feb. 27th, 2017 11:24 am (UTC)
А маркетологам и прокатчикам вообще что-либо объяснять про киноязык бессмысленно. Я делал плакаты для фильмов в своё время... Там разговор короткий "ну ты типа арт-плакат сделал (что это за понятие кстати), а нам нужен зрительский, и неебёт, мы лучше знаем, что нужно зрителю (а что же тогда регулярно прокат отечественных фильмов просираете)".

ЗЫ Тот же приём с "дозированным показом" активно насиловал (именно "насиловал", так как получилось довольно грубо) Шьямалан в "Знаках".
boris_gouts
Feb. 27th, 2017 11:33 am (UTC)
Да. В этом приеме нужно соблюдать меру))
Про маркетологов вообще молчу. Про наших особенно.(( В случае с "Прибытием" все же думаю, что афиши получились неплохие. И там же еще фишка в том, что в некоторых странах делали афиши с местностью, в которой афиши висят. Ну типа корабль над Токио, корабль над Парижем. Про Россию не помню... А Вильнев... ну что Вильнев? он сделал свое дело. И я считаю даже с афишами и трейлерами его прием удался. Он мастер атмосферы. Уверен, его лучшие фильмы еще впереди. И это даже не сиквел Blade Runner ))
wpiggy
Feb. 27th, 2017 01:24 pm (UTC)
Вильнёв крут, да, "Пленницы" - шедевр. У него самый пик карьеры должен быть, когда совсем ещё не стар, но уже есть опыт, а главное есть что сказать.
lady_sumerki
Feb. 28th, 2017 07:04 am (UTC)
О! А вот это (афиши с местностью, в которой афиши висят) очень даже круто не смотря на то, что всё равно всё заспойлерили и поранили работу режиссёра :)
boris_gouts
Feb. 28th, 2017 07:29 am (UTC)
искусство искусством, а деньги любят счет))
gulov
Feb. 27th, 2017 09:27 pm (UTC)
а что, правда хороший фильм?
я пока чисто промотал местами, но какого-то понятия не получил Хотя прочитал заметку, о том, что фильм не так прост. Ну вроде как притчи
boris_gouts
Feb. 28th, 2017 07:10 am (UTC)
"промотал местами" - М-да. Интересный способ обращения с кино.

Мнения насчет фильма разошлись - есть много критики и много восторгов. Мне кажется, тут многое зависит от восприятия и скепсиса.

Это не притча. Это попытка доступно экранизировать довольно сложный научно-фантастический рассказ о нелинейности времени.
gulov
Mar. 2nd, 2017 09:01 am (UTC)
ну делаю я так с фильмами, про которые сомневаюсь. Проглядываю, пытаюсь уловить что-то.
попытаюсь выбрать время и посмотреть. Умная фантастика мне нравится
korieversson
Feb. 28th, 2017 11:11 am (UTC)
О, как раз буквально несколько дней назад посмотрела и написала отзыв:)
В рассказе вообще нет этой линии с военными, она сценарно лишняя и только режиссура Вильнева и игра актеров ее спасает. Ну и она привносит еще и парадокс с генералом - зачем? Можно было изящнее разрешить.
А основная линия - безупречно. И атмосфера, и напряжение скупыми средствами. При том давать экшеновый напряженный триллер-боевик он тоже может огого, взять хотя бы Sicario
Я Вильневу доверяю в плане "Бегущего", как никому.
boris_gouts
Feb. 28th, 2017 11:17 am (UTC)
в рассказе и корабля нет. ))
Но о том и речь, что для жанрового кино нужны все эти взрывы, китайцы, война и прочее. Многих хейтеров это и отпугивает, затмевая весьма лиричный смысл о вечной любви к умершей дочери и "смерти больше нет".
korieversson
Feb. 28th, 2017 11:22 am (UTC)
Ну ок, присутствие военных и напряжения военного понятно, да - чтобы было из чего делать полнометражный фильм :) Да и тема "объединения" тоже не лишняя, гуманистическая. Пусть будет. Но вписать можно было куда лучше, а так развалился фильм.
В смысле, я не ругаю, мне понравилось - и эмоционально задело, просто жаль что можно было гораздо лучше.
yarbush
Mar. 13th, 2017 01:26 pm (UTC)
"Гениальный режиссер", который на первых минутах фильма давит из зрителей слезы умирающим ребенком... нуу... я даже не знаю... Видимо, никаким другим кино-инструментарием природа не наделила.
P.S. Идея фильма любопытная, экранизация, на мой вкус, ужасна. Длинно, нудно, бредово.
P.P.S. Сцена контакта очень перекликается с Ефремовским "Сердцем змеи"
boris_gouts
Mar. 13th, 2017 01:38 pm (UTC)
где я писал "гениальный режиссер"? зачем вы ставите кавычки, намекая, что это мои слова? То, что Вильнев якобы "давит слезу", - не повод обвинять его в спекуляции как автора. Это экранизация, раз. Сценарий не режиссера Вильнева, два. Заход с умирающим ребенком очень важен, т/к/ является частью одного из главных смыслов, заложенных в данной истории, - смерти нет, когда нет прошлого и будущего.

Про остальное отвечу, как и всем: значит это "не ваше кино". Это нормально. Смотрите что-нибудь другое и наслаждайтесь. Очень это желаю вам. А пост, кстати, и вовсе о другом ;)
( 17 comments — Leave a comment )

Profile

bg-dim
boris_gouts
Борис Гуц: записки кинорежиссера

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel