Борис Гуц: записки кинорежиссера (boris_gouts) wrote,
Борис Гуц: записки кинорежиссера
boris_gouts

Category:

"Опасный метод" и опасные приемы Кроненберга



Сегодня предлагаю разобрать пару сцен из фильма "Опасный метод" Дэвида Кроненберга.

Я не претендую на вселенское мнение верховного кинокритика, однако замечу, что от этой картины моего любимого режиссера я ожидал намного больше. Кто-то в восторге, кто-то остался равнодушным, а мне фильм показался очень неровным, к финалу скатывающимся до банального "байопика". Тем не менее первая половина отличная, смелая, наглая... Так что давайте внимательно посмотрим на две сцены: фрагмент с опросом жены Юнга и монолог-откровение Сабины (Кира Найтли)


СЦЕНА ПСИХОТЕСТА ЖЕНЫ ЮНГА


Юнг при помощи своей новоявленной помощницы Сабины проводит психотест своей супруги... Здесь перед нами сложная "восьмерка-диалог". Обычно собеседники сидят или стоят напротив друг друга, тогда оператору легко поставить камеру в нужном ракурсе, чтобы зрителю было комфортно наблюдать реплики героев - то одного, то другого. Когда же собеседники расположены не лицами друг к другу, камеру приходится ставить с особой осторожностью. Можно было монтажные склейки разбавлять деталями (глаза крупно, инструменты на столе), но так было бы слишком стерильно. Кроненберг вклеивает детали, но также решается и на смелые монтажные склейки, когда местоположение героев в рамках кадра мечется из угла в угол, сбивая центр внимания зрителей. Лично мне кажется, что здесь это смотрится вполне органично и именно в свете темы психоанализа. Еще сложнее в следующей сцене...

СЦЕНА ИСПОВЕДИ САБИНЫ О СВОЕЙ СЕКСУАЛЬНОСТИ


Кроме впечатляющей актерской игры Киры Найтли опять же обращаем внимание на монтажные склейки при сложном "диалоге-восьмерке".

0:50 - переход с общего плана на крупные планы Юнга. Смещение центра внимания: сперва Юнг слева по кадру, потом в центре. За такие склейки в киношколах бьют по рукам, но, слава богу, Кроненбергу плевать на академическое образование.

1:34 тоже самое. Потом обратно возвращаемся на общий план и это уже не так дискомфортно.

2:50 переход с отличного куска - крупного плана Сабины - на общий план. Тут опять скачок по центру внимания. Сперва Сабина в левой части экрана, потом намного правее.

3:00 самая смелая склейка. Сперва Юнг сидит на заднем плане в расфокусе слева. Потом крупно по центру, но смотрит в другую сторону. Через пару секунд возврат на общий план.

4:08 начинается движение камеры. Укрупнение на Сабину. Можно было это сделать через вставку крупного кадра слушающего Юнга, а потом на крупный план Сабины, но сложный монолог героини обязывает постоянно держать ее в кадре, а близость финала - завершить сцену именно на лице Сабины.

Вот как-то так.
Я не в коем случае не претендую на звание мега-педагога. И тем более - на критика методов Кроненберга. Просто высказываю свои наблюдения. Монтаж Кроненберга весьма смелый, при этом - изящный.


Tags: Прием Диалог, кино, киноязык, режиссеры, сцены из фильмов
Subscribe

promo boris_gouts july 1, 2017 14:01 24
Buy for 10 tokens
Попросили для сообщества A Band Apart сделать список лучших фильмов с 2010 по 2017 год включительно, этакий топ-лист из тридцати моих любимых кинолент за указанный срок. Список ранжированный и состоит из трех частей: 5 самых-самых лент, потом еще 10 любимых и, наконец, 15 других лент. Я не очень…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments