?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

main

Сравнивать книгу Никколо Амманити с экранизацией Бернардо Бертолуччи очень сложно и опасно. Однако и кинокартина, и литературная основа на столько тонко и просто сделаны, что пройти мимо я не в силах. Пожалуй, главная ценность произведения в том, что оно не претендует на глобальный философский труд или психоанализ среднестатистического подростка. Это всего лишь несколько дней из совместной жизни замкнутого юноши и его сводной сестры-наркоманки. И если для нее эти дни - небольшой перерыв в наркозависимости, то для него - прыжок из прыщавой юности в взрослую жизнь.

Однако маэстро не будет таковым, если не перелопатит сюжет и важные детали повествования по своему желанию и разумению. В частности финал книги. Давайте посмотрим, что и зачем переделал в экранизации великий Бертолуччи.


ГЛАВНЫЙ ГЕРОЙ. ЛОРЕНЦО

Ty.i.ja.2012.P.HDRip.1400M.avi_snapshot_00.29.18_[2015.01.11_10.35.23]

"Я уйму времени проводил перед зеркалом, разглядывая свою бледную кожу, усыпанную веснушками, волосы на ногах. Голову мою украшал каштановый кустарник, из которого торчали уши. Половое созревание изменило черты лица, и между зелеными глазами выступал крупный нос".


ГЛАВНАЯ ГЕРОИНЯ. ОЛИВИЯ

Ty.i.ja.2012.P.HDRip.1400M.avi_snapshot_00.29.01_[2015.01.11_10.34.57]

Вот первые два описания Оливии, данные в книге.
Первое - из детской памяти Лоренцо. Второе - современное.

"Я думал, что Оливия безобразная, неприятная и злая, вроде сестер Золушки, а она, наоборот, оказалась необыкновенной красавицей, из тех девушек, на которых едва взглянешь, как тут же заливаешься краской, и всем понятно, что она тебе понравилась, а если заговаривает с тобой, то не знаешь, куда деть руки, не знаешь даже, как сидеть. У нее были светлые, густые и курчавые волосы, спадавшие на спину, серые глаза и лицо сплошь в веснушках, как у меня. Высокая, с пышной грудью, она могла быть королевой какого-нибудь средневекового царства".

"На моей кровати сидела Оливия. Она очень похудела, резче обозначились скулы. Лицо изможденное, усталое, светлые волосы коротко пострижены. Поверх джинсов на ней выцветшая майка с логотипом «Кэмел» и синяя куртка, как у моряков. Она выглядела уже не такой красавицей, как два года назад".


Ty.i.ja.2012.P.HDRip.1400M.avi_snapshot_00.29.45_[2015.01.11_10.36.01]

Ty.i.ja.2012.P.HDRip.1400M.avi_snapshot_00.30.22_[2015.01.11_10.36.47]

Как мы видим, в экранизации Бертолуччи отказывается от заданного описания одежды Оливии, надевает ей лохматую шубу, шапку-носок. Также режиссер против короткой стрижки девушки. В какой-то момент героиня резко и очень эффектно сдергивает шапку, дав свободу своим волосам. Полагаю, ради этого момента Бертолуччи и закутал сперва героиню во все черное и зимнее.


СЦЕНА В ВАННОЙ

Ty.i.ja.2012.P.HDRip.1400M.avi_snapshot_00.48.13_[2015.01.11_11.01.03]

Весьма яркая сцена, где очень тонко и реалистично показана реакция Лоренцо на нарколомку сестры. Без паники, без отвращения, он просто наблюдает, уходит, когда его просят, и приготавливает халат...очень чувственно, по-братски. Также нужно отметить, что режиссер не стал полностью раздевать героиню, как это отмечено в книге... Полагаю, что актриса не согласилась.

"В подвале стояла тишина, но если я задерживал дыхание, то слышал, как Оливия что-то делает в туалете, слышал машины, проезжавшие по улице, шуршание метлы — Мартышка убирал двор, — далекий звонок телефона, шипение горелки отопительного котла, шорохи жуков-точилыциков. И ощущал запах всех этих сваленных в кучу вещей: терпкий — деревянной мебели, и неприятный — отсыревших ковров. И вдруг услышал, как что-то упало. Я приподнял голову с подушки. И заметил, что дверь в туалет приоткрыта.

Я встал и подошел к ней. Оливия — голая, кожа бледная — скорчилась на полу между унитазом и умывальником. Она пыталась привстать, но не могла. Ее ноги скользили по мокрым плиткам, словно лошадиные копыта по льду. На лобке у нее почти не было волос. Я так и замер, глядя на нее. Она походила на какого-то зомби. На зомби, в которого только что всадили пулю. Она увидела меня у дверного косяка и вскипела:
— Уйди! Убирайся отсюда! Закрой эту чертову дверь!
Я взял халат Нунцианте и повесил его на дверную ручку. Оливия вышла, прикрывшись грязным полотенцем, взяла халат, взглянула на него, надела, молча легла на диван и отвернулась от меня".



ФИНАЛ

Ty.i.ja.2012.P.HDRip.1400M.avi_snapshot_01.21.57_[2015.01.11_10.44.12]

Использование итальянского варианта знаменитой песни "Space Oddity" Дэвида Боуи - это, конечно, огромный плюс экранизации. Кавер записан в 1969 году совместно с итальянским поэтом Джулио Рапетти. Смысл текста изменён: в ней речь вообще не о космосе, а о парочке влюблённых, которые встречаются на вершине горы. Называется она «Ragazzo Solo, Ragazza Sola» (Одинокий юноша, одинокая девушка). Так что для фильма Бертолуччи смысл нового варианта весьма адекватен. В книге же упомянута совсем другая песня за авторством Марчеллы Белла. Герои тоже танцуют, но эффект совсем другой.

Бернардо Бертолуччи отказался от мысли дословно экранизировать и сам финал книги. Даже при том, что на финальных титрах играет оригинальная версия песни Дэвида Боуи про потерянного в космосе пилота, маэстро дает-таки надежду героям на более или менее светлое будущее...

(далее спойлер) В фильме герои дают друг другу обещания. Она должна бросить наркотики. Он перестанет прятаться и будет общаться со сверстниками. В итоге герои прощаются и все вроде бы счастливы. Хотя и делается намек, что Оливия заныкала дозу... В книге все гораздо печальнее. Она дает обещание бросить наркотики и берет слово с Лоренцо, что они еще встретятся. В эпилоге книги они-таки встречаются. Спустя 10 лет Лоренцо опознает труп своей сестры-наркоманки...

Какой финал выбрать - решайте сами. А фрагмент с песней все равно прекрасен.



СМОТРИТЕ КИНО!
НО НЕ ЗАБЫВАЙТЕ ЧИТАТЬ КНИГИ!



promo boris_gouts july 1, 14:01 24
Buy for 10 tokens
Попросили для сообщества A Band Apart сделать список лучших фильмов с 2010 по 2017 год включительно, этакий топ-лист из тридцати моих любимых кинолент за указанный срок. Список ранжированный и состоит из трех частей: 5 самых-самых лент, потом еще 10 любимых и, наконец, 15 других лент. Я не очень…

Comments

( 5 comments — Leave a comment )
evilsniff682
Jan. 12th, 2015 08:39 am (UTC)
О да. Вот это я обязательно посмотрю. Спасибо.
И возможно прочитаю, хотя такие вещи я предпочитаю только смотреть.

Edited at 2015-01-12 08:40 am (UTC)
boris_gouts
Jan. 12th, 2015 08:43 am (UTC)
Книга небольшая. Много нового не узнаете, есть пара моментов, опущенных в кино
agusentsova
Jan. 12th, 2015 09:05 am (UTC)
Так... Я смотрела фильм чуть больше года назад и сейчас была уверена, что Оливия брюнетка, пока стиллы не увидела о_О

Как-то странно этот момент в памяти отложился...
Евгения Репникова
Jan. 12th, 2015 12:31 pm (UTC)
О! Я как раз вчера начала учить Спейс Оддити на гитаре :) Какой сюрприз, спасибо) интересно очень
boris_gouts
Jan. 12th, 2015 12:47 pm (UTC)
Отличный выбор песни)
( 5 comments — Leave a comment )

Profile

bg-dim
boris_gouts
Борис Гуц: записки кинорежиссера

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel