Борис Гуц: записки кинорежиссера (boris_gouts) wrote,
Борис Гуц: записки кинорежиссера
boris_gouts

Categories:

Кровь, инцест и мерседес. Новый роман Стивена Кинга

king_2

В июне 2014 года Стивен Кинг в своем твиттере написал, что его роман "Мистер Мерседес", который за неделю до этого лег на прилавки магазинов, станет первой книгой новой трилогии. Все три романа будут рассказывать о жизни полицейского на пенсии Билле Ходжесе. Сложно сказать, удачная ли это идея, но пока перед нами лишь первая книга (вторую ждем летом 2015 года), и судить о новом пришествии Короля Ужасов имеем право только по ней.

Сюжет "Мистер Мерседес" мог бы взять для своей книги любой молодой автор триллеров. Здесь нет мистики, нет монстров и практически отсутствует фирменная кинговская тяга к психоанализу героев. Это детектив. Или скорее - криминальный роман, если учитывать, что имя преступника не только не скрывается от читателя, но и вся жизнь убийцы как на ладони. Таким образом перед нами противостояние старого копа и молодого психопата. Парень живет с мамой, работает в супермаркете, развозит по улицам мороженое и мечтает о том, чтобы вписать свое имя в историю человечества благодаря массовому теракту. Уже на первых страницах убийца направляет новенький "мерседес" в толпу безработных, устроив кровавое месиво...

Психопат Брейди довольно типичен. Местами даже близок к шаблону. Здесь и безотцовщина, и сексуальные отношения с матерью, и серая внешность маленького человека с маниакальным желанием покорить весь мир. Намного интереснее выбор главного героя - полицейского на пенсии. В детективе Ходжесе автор романа, кажется, нашел свое альтер-эго. Кинг влюблен в своего героя. Не удивительно, что хочет посвятить ему аж 3 романа. Ходжес - тучный, разведенный полицейский с револьвером в старой кобуре. Умный, осторожный, обаятельный. Почти не пьет. Дружит с соседом, чернокожим подростком, терпеть не может телевизор и свое барахлящее сердце. Внезапная возможность переспать с красавицей на 20 лет моложе оборачивается довольной усмешкой Стивена Кинга, мол, а есть еще порох в пороховницах у старого копа. Прекрасное и весьма близкое альтер-эго для 67-летнего Короля Ужасов.

Роман читается легко и непринужденно. Это не книга-хоррор. Не остросюжетный триллер. Однако Кинг - великий мастер коммерческой прозы: то здесь, то там он путает читателя ("он еще не знал, что сюда больше не вернется"), ловко и внезапно избавляется от героев, а в итоге поручает спасать мир героям, совсем не пригодных для этой роли. Для особых же поклонников своего творчества Стивен Кинг приготовил как минимум 2 жуткие сцены, пробирающих до дрожи своими физиологическим деталями и параноидальной мизантропией.

king_1


Мне было сложно выбрать отрывок для ознакомительной публикации, а потому предлагаю тот, что короче. Жуткую историю про жизнь и смерть ребенка-инвалида (при желании) вы узнаете из романа. Чуть ниже перед вами - агония матери психа-убийцы. Утром с похмелья она нашла и съела отравленный гамбургер, который ее сын приготовил для будущей жертвы...

king_3_burger

«Он входит в дом из гаража, и его приветствие: Привет, мам, я дома! – замирает на губах. На этот раз она не забыла выключить плиту, но запах подгоревшего мяса, которое она жарила себе на ленч, висит в воздухе. А из гостиной доносится приглушенная барабанная дробь и какой-то странный булькающий крик. На одной из горелок – сковородка с длинной ручкой. Он заглядывает в нее и видит кусочки гамбургера, островками поднимающиеся над пленкой застывшего жира. На столешнице – ополовиненная бутылка «Столичной» и банка майонеза, без которого мать гамбургеры не ест. Бумажные пакеты с пятнами жира, в которых он принес обед, падают на пол. Брейди этого не замечает. Нет, думает он. Не может быть. Однако может. Он рывком открывает холодильник, и на верхней полке – пакет с отравленным фаршем. Только половины фарша уже нет. Брейди тупо смотрит на пакет, думая: Она никогда не заглядывает в мини-холодильник в гараже. Никогда. Он мой. Тут же приходит новая мысль: Откуда ты знаешь, куда она заглядывает в твое отсутствие? Очень может быть, что она облазила все ящики и даже шарила под матрасом.

Вновь доносится булькающий крик. Брейди бежит в гостиную, оставив открытой дверцу холодильника и пнув по пути пакет из «Долговязого Джона Сильвера», который отлетает под стол. Мать сидит на диване, вытянувшись в струнку. На ней синяя шелковая пижама. Рубашка запачкана кровавой блевотой. Живот раздут, пуговицы едва держатся. Это живот женщины на седьмом месяце беременности. Волосы торчат во все стороны, обрамляя мертвенно-бледное лицо. Ноздри забиты спекшейся кровью. Глаза вылезают из орбит. Мать не видит его, во всяком случае, поначалу он так думает, но потом она протягивает к нему руки.
– Мама! Мама!
Он хочет похлопать ее по спине, но видит на кофейном столике тарелку с практически съеденным гамбургером, стоящую рядом с большим стаканом, на дне которого остатки «отвертки», и понимает, что похлопывание не поможет. Дело не в застрявшем в горле куске гамбургера. Если бы.

Барабанная дробь, которую он услышал, когда вошел в дом, раздается вновь: ноги матери начинают стучать по полу, словно она марширует на месте. Спина изгибается дугой. Руки взлетают вверх. Теперь она одновременно марширует и подает кому-то только ей ведомые сигналы. Одна нога распрямляется и ударяет по кофейному столику. Стакан с остатками «отвертки» падает.
– Мама!
Ее бросает на спинку дивана, потом вперед. Безумные глаза не отрываются от сына. В горле булькает, но она пытается что-то произнести, возможно, его имя, а может, и нет. Как помогают жертвам отравления? Вливают в горло сырые яйца? Или кока-колу? Нет, кола хороша при расстройстве желудка, а у матери все гораздо хуже. «Я должен вставить ей в горло два пальца, – думает он. – Чтобы ее вырвало». Но тут ее зубы начинают выбивать чечетку, и Брейди опасливо отдергивает уже протянутую руку, закрывает ладонью свой рот. Он видит, что она уже в лохмотья искусала нижнюю губу, и от этого на рубашке кровавые следы… во всяком случае, их часть.
– Брейи! – хрипит она, потом следует неразборчивое, но все-таки понятное: – Пазн… девт… одн… одн!
Позвони 911. Он идет к телефону. Снимает трубку, потом осознает: звонить нельзя. Думает о вопросах, которые ему зададут. Кладет трубку и поворачивается к матери.
– Зачем ты туда полезла, мам? Зачем?
– Брейи! Девт… одн… одн!
– Когда ты его съела? Сколько прошло времени?

Вместо ответа она вновь марширует. Голова откидывается назад, выпученные глаза секунду-другую изучают потолок, прежде чем голову бросает вперед. Спина не двигается вовсе, зато голова – словно на шарнире. Булькающие звуки возвращаются: будто вода уходит в наполовину забитое сливное отверстие. Рот раскрывается, из него выплескивается блевота. С чавканьем плюхается ей на колени. Господи, сколько крови! Он думает о том, что не раз желал ей смерти. «Но я никогда не хотел, чтобы она ушла так. Так – никогда».»


(с) Stephen King. 2014
(c) Перевод. В.Вебер, 2014
(с) Издание на русском языке AST Publishers, 2014

horror1212



Tags: гифки, литер-отзывы, литература, стивен кинг, хорроры
Subscribe

promo boris_gouts июль 1, 2017 14:01 24
Buy for 10 tokens
Попросили для сообщества A Band Apart сделать список лучших фильмов с 2010 по 2017 год включительно, этакий топ-лист из тридцати моих любимых кинолент за указанный срок. Список ранжированный и состоит из трех частей: 5 самых-самых лент, потом еще 10 любимых и, наконец, 15 других лент. Я не очень…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 5 comments