Борис Гуц: записки кинорежиссера (boris_gouts) wrote,
Борис Гуц: записки кинорежиссера
boris_gouts

Category:

Тарковский, Терехова и петух...



Вот с самого детства меня мучил этот кадр с демонической Маргаритой Тереховой в фильме "Зеркало". Напомню. Там героине предлагают отрубить петуху голову, она отнекивается, мол, никогда такого не делала. В итоге она рубит петуха. А следом крупный план - лицо Тереховой с ехидной улыбкой в замедленной съемке... Помню, как мой отец даже восторгался этой сценой. Я в принципе тоже. Терехова прекрасна. Но что-то здесь не так. И вот нашел у Андрея Тарковского в книге похожее ощущение диссонанса. И его причину. А уж если автор так пишет...

"Мне всегда претит намеренная тенденциозность, идеологичность, внедряемая художником в его образную систему. Во всяком случае, я сторонник того, чтобы приемы, используемые художником, не были заметны. И я сам иногда очень сожалею о некоторых кадрах, оставленных мною в моих собственных картинах, — теперь, мне кажется, это были компромиссы, возникшие в результате непоследовательности. Я бы с удовольствием, если бы не было так поздно, прокорректировал сцену с петухом в моем фильме «Зеркало», хотя многим зрителям именно эта сцена казалась весьма впечатляющей. Но это оттого, что я сыграл здесь со зрителями «в поддавки». В эпизоде, когда замученная героиня фильма в каком-то полуобморочном состоянии решалась рубить или не рубить голову петуху, ее крупный план, заключающий сцену, мы сняли рапидом на 90 кадров в подчеркнуто неестественном освещении. Поскольку воспроизведение на экране этого кадра оказывается замедленным, то возникает ощущение раздвижения временных рамок — мы как бы погружаем зрителя в ее состояние — тормозим мгновение этого состояния, акцентируем его. Это очень плохо, потому что кадр начинает нести в себе чисто литературный смысл. Мы деформируем актрисе лицо, независимо от нее самой, как бы играя за нее. Мы педалируем, «выжимаем» нужную нам эмоцию режиссерскими средствами. Ее состояние оказывается слишком понятным, легко читаемым. А в состоянии человека, выраженном актером, всегда должна быть какая-то недоступная тайна".

(с) Андрей Тарковский





На самом деле все смотрится вполне органично, особенно с последующим переходом на мистические кадры с Янковским и левитацией. Тут Андрей Арсеньевич использует его любимые "переглядки с памятью", все это дело тоже слегка в рапиде, так что переход на эту мистификацию через замедленный поворот Тереховой вполне логичен. Но! Добавлю к словам самого режиссера мое мнение: в фильме "Зеркало" Маргарита Терехова играет на столько прекрасно, живо и естественно, что накладывать на ее мимику дополнительные искусственные киноприемы (рапид, свет) лично мне кажется просто излишним. Эта сцена в итоге выбивается из общего ряда, о чем и пишет Тарковский.

PS - хитрую хозяйку петуха, кстати, сыграла жена режиссера.


Tags: Прием Время, Прием Отраженка, Прием Переглядки, Прием Рапид, актерыактрисы, кино, киноРус, киноретро, киноязык, режиссеры, сцены из фильмов
Subscribe

Posts from This Journal “киноязык” Tag

promo boris_gouts июль 1, 2017 14:01 24
Buy for 10 tokens
Попросили для сообщества A Band Apart сделать список лучших фильмов с 2010 по 2017 год включительно, этакий топ-лист из тридцати моих любимых кинолент за указанный срок. Список ранжированный и состоит из трех частей: 5 самых-самых лент, потом еще 10 любимых и, наконец, 15 других лент. Я не очень…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 3 comments