?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry



Британский сериал "Лютер" можно разбирать бесконечно. Его надо изучать в киношколах, заставлять смотреть всем начинающим сценаристам. На неделе у меня еще будет большой подробный пост о "Лютере" в честь запуска 4-ого сезона, а пока отдельная сцена.

Вот вам пример того, как работает "нелинейное распределение информации" в сценарии. Что это за белиберда, объясняю ниже. Термин не очень удачный, согласен. Но посмотрите видеоотрывок, это очень хороший пример того, как простая история с простой причинно-следственной связью может выглядеть намного круче, если подать ее зрителю не совсем стандартно и прямолинейно. Посмотрите сперва видео и только потом открывайте кат. Перед просмотром фрагмента (если вы не видели "Лютера") вам надо знать лишь то, что убийца в кепочке - это серийный маньяк, убивающий людей в общественных местах.



Итак, что мы имеем?!
Начинается серия с того, что убийца готовится к своему теракту в общественном месте. Потом чернота, проброс во времени. Авторы не показывают резню. После черноты крик "Остановите этого мужчину!", и мы видим, как парень пытается догнать и остановить убийцу. Бегут долго, парень настойчив. Он его почти догоняет, убийца поворачивается, они сталкиваются... Но потом на лице у парня шок и удивление. Нет, даже не удивление, а какое-то разочарование, абсолютная безысходность и смирение... Взгляд убийцы понятный, ему интересно, он только что воткнул нож парню под ребра, он исследует свою жертву. Но почему парень такой растерянный? С чего такое смирение?

Сцена резко обрывается, начинаются титры. После титров детектив Лютер приезжает на место бойни, помощники вводят его в курс дела. И вот тут самое интересное. Помощник говорит Лютеру, мол, один парень пытался догнать убийцу, потому что убийца зарезал его невесту... Вот оно! вот она причина того, что парень так настойчиво пытался догнать убийцу, а когда получил нож под ребро, то ничего кроме сожаления он не испытал. Досада и сожаление. Нет страха смерти, потому что жить ему незачем, он только что потерял любимого человека, пытался отомстить, а не смог... Он проиграл. И достойно смиряется с поражением.

Представьте теперь эту ситуацию иначе. Нам показывают, как убийца режет невесту, убегает, а жених пытается догнать и тоже погибает. Лучше было бы? Сомневаюсь. Вот это именно то, что я называю "нелинейным распределением информации" по сценарию. Нам сперва дают некий факт, какую-то эмоцию, реакцию герою, но не дают причину. Следствие расположено по сценарию раньше причины. Первая наша реакция - удивление и непонимание. Но после того, как мы узнаем причину этого странного факта, на нас накатывает "Ого! Воооот оно почему все так!!!"

Пример, который я сегодня привел, очень простой. Такие сценарные фишки часто встречаются в арт-хаусе, больших драматических историях. Ранние фильмы Иньярриту ("21 грамм", "Вавилон") вообще полностью состоят из "нелинейной драматургии". А потому, когда такое используют в телесериале детективного жанра, это говорит об особом мастерстве и уровне авторов.


Posts from This Journal by “киноязык” Tag

Comments

( 13 comments — Leave a comment )
wpiggy
Dec. 13th, 2015 12:45 pm (UTC)
Это говорит о том, что сериалы в массе снимают не учившиеся нигде черти. Это не "особое мастерство", это нормально, так должно быть.
ЗЫ "Вавилон" охеренен, один из любимых фильмов :)
boris_gouts
Dec. 14th, 2015 09:47 am (UTC)
я не склонен демонизировать или идеализировать специальное кинообразование. Все зависит от людей. Я сам видел у себя на ВКСР, как по разному люди подходят к обучению. Дело не в вузе, а в человеке.
wpiggy
Dec. 14th, 2015 10:01 am (UTC)
Согласен. Просто я почти за 20 лет такого насмотрелся что хоть стой хоть падай. Кто все эти люди? Кто им дал денег на съёмки?... Один раз наблюдал как реж умудрился имея крепкий сценарий, шикарную натуру, одного из лучших операторов и звёзд первой величины в кадре наснимать такого, что нас чуть не закрыли... А на одном недавнем проекте сменилось три режа и 6 (шесть) монтажёров, в финале креативили все кому не лень, включая продюсеров. Догадываешься какой результат получился.
boris_gouts
Dec. 14th, 2015 10:16 am (UTC)
Знаю таких людей и такие проекты. Порой и продюсеры все портят своими понтами, мол, я знаю, как это должно быть, чтоб было смотрибельно, а в итоге - разжеванное кино для дебилов.... Порой и режиссеры абсолютно проф не пригодны: не успевают в сроки, а если выработка адская, то экономят на актерской игре и дублях вместо того, чтобы подготовить и продумать сцену заранее.... Человеческий фактор((( Просто часто как получается: если есть у этого человеческого фактора диплом ВГИКа, то начинают поливать грязью всех выпускников, что в корне не верно. Огромное количество шлака по ТВ как раз делают с улицы. Но их ругать как-то уже не модно.
wpiggy
Dec. 14th, 2015 01:08 pm (UTC)
Продюсеры зачастую являются выходцами из администраторов на площадке и когда начинают креативить, то туши свет... Но вот самый крутой и авторитетный продюсер, которого я знаю, таки имеет соответствующее образование (ВГИК + ВКСР).
Ну и зачастую людьми тупо управляют личные амбиции. Один мой коллега, которому видимо несколько раз позволили замоторить камеру, вдруг решил что он сам оператор (у него не было опыта даже фотографа) и решил сам снимать. Ясно что получился фейл так как чувак тупо не знал сколько и какого света заказывать :) У нас на проекте человек тоже самую мощную бебку заказал шестёрку, а у него режим. Уволили чуть не после первого же отсмотреного материала.
boris_gouts
Dec. 14th, 2015 01:38 pm (UTC)
Ну вот с операторами тут все проще, имхо.
В кино работаю обычно с ВГИКовцами. Без образования быстрых и качественных операторов почти не встречал. Я имею в виду (в первую очередь) быстрых и качественных в решениях по свету, оптике и движению камеры.
ko4evnik_v
Dec. 13th, 2015 05:01 pm (UTC)
Надо посмотреть, спс за наводку
boris_gouts
Dec. 14th, 2015 09:42 am (UTC)
Пожалуй, сериал в пятерке моих любимых)
klavdiaivanovna
Dec. 14th, 2015 08:58 am (UTC)
Захватывающий фрагмент.
"Слепые пятна" на оси повествования задевают воображение, заставляют его работать.
boris_gouts
Dec. 14th, 2015 09:43 am (UTC)
слепые пятна - интересная формулировка. Но да, именно так. Когда авторы все разжевывают, это во-первых, скучно, а во-вторых, так не бывает в жизни. Мы получаем информацию уж совсем не линейно.
klavdiaivanovna
Dec. 14th, 2015 11:55 am (UTC)
Мозг активизируется, натыкаясь на лакуну. Срабатывает рефлекс "а чой-то вдруг?"
murzillo
Dec. 14th, 2015 10:33 am (UTC)
любимейший приём, ибо вон выше правильно написали, заставляет мозги напрягаться и воображение работать.
фильмы про скачки во времени и прочие причинно-следственные связи тоже этим хороши.
(no subject) - lyudawolodina - Dec. 15th, 2015 06:32 am (UTC) - Expand
( 13 comments — Leave a comment )

Profile

bg-dim
boris_gouts
Борис Гуц: записки кинорежиссера

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel