Борис Гуц: записки кинорежиссера (boris_gouts) wrote,
Борис Гуц: записки кинорежиссера
boris_gouts

Category:

Не пытайтесь поймать серийного маньяка!..



Британский сериал "Лютер" можно разбирать бесконечно. Его надо изучать в киношколах, заставлять смотреть всем начинающим сценаристам. На неделе у меня еще будет большой подробный пост о "Лютере" в честь запуска 4-ого сезона, а пока отдельная сцена.

Вот вам пример того, как работает "нелинейное распределение информации" в сценарии. Что это за белиберда, объясняю ниже. Термин не очень удачный, согласен. Но посмотрите видеоотрывок, это очень хороший пример того, как простая история с простой причинно-следственной связью может выглядеть намного круче, если подать ее зрителю не совсем стандартно и прямолинейно. Посмотрите сперва видео и только потом открывайте кат. Перед просмотром фрагмента (если вы не видели "Лютера") вам надо знать лишь то, что убийца в кепочке - это серийный маньяк, убивающий людей в общественных местах.



Итак, что мы имеем?!
Начинается серия с того, что убийца готовится к своему теракту в общественном месте. Потом чернота, проброс во времени. Авторы не показывают резню. После черноты крик "Остановите этого мужчину!", и мы видим, как парень пытается догнать и остановить убийцу. Бегут долго, парень настойчив. Он его почти догоняет, убийца поворачивается, они сталкиваются... Но потом на лице у парня шок и удивление. Нет, даже не удивление, а какое-то разочарование, абсолютная безысходность и смирение... Взгляд убийцы понятный, ему интересно, он только что воткнул нож парню под ребра, он исследует свою жертву. Но почему парень такой растерянный? С чего такое смирение?

Сцена резко обрывается, начинаются титры. После титров детектив Лютер приезжает на место бойни, помощники вводят его в курс дела. И вот тут самое интересное. Помощник говорит Лютеру, мол, один парень пытался догнать убийцу, потому что убийца зарезал его невесту... Вот оно! вот она причина того, что парень так настойчиво пытался догнать убийцу, а когда получил нож под ребро, то ничего кроме сожаления он не испытал. Досада и сожаление. Нет страха смерти, потому что жить ему незачем, он только что потерял любимого человека, пытался отомстить, а не смог... Он проиграл. И достойно смиряется с поражением.

Представьте теперь эту ситуацию иначе. Нам показывают, как убийца режет невесту, убегает, а жених пытается догнать и тоже погибает. Лучше было бы? Сомневаюсь. Вот это именно то, что я называю "нелинейным распределением информации" по сценарию. Нам сперва дают некий факт, какую-то эмоцию, реакцию герою, но не дают причину. Следствие расположено по сценарию раньше причины. Первая наша реакция - удивление и непонимание. Но после того, как мы узнаем причину этого странного факта, на нас накатывает "Ого! Воооот оно почему все так!!!"

Пример, который я сегодня привел, очень простой. Такие сценарные фишки часто встречаются в арт-хаусе, больших драматических историях. Ранние фильмы Иньярриту ("21 грамм", "Вавилон") вообще полностью состоят из "нелинейной драматургии". А потому, когда такое используют в телесериале детективного жанра, это говорит об особом мастерстве и уровне авторов.


Tags: киноязык, сериалы, сцены из фильмов
Subscribe

Posts from This Journal “киноязык” Tag

promo boris_gouts july 1, 2017 14:01 24
Buy for 10 tokens
Попросили для сообщества A Band Apart сделать список лучших фильмов с 2010 по 2017 год включительно, этакий топ-лист из тридцати моих любимых кинолент за указанный срок. Список ранжированный и состоит из трех частей: 5 самых-самых лент, потом еще 10 любимых и, наконец, 15 других лент. Я не очень…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 13 comments

Posts from This Journal “киноязык” Tag