?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry



Когда в этом году вручали Оскар, я совсем не разделял восторгов от фильма "Бердмен" А.Г.Иньярриту. И я был в меньшинстве. Повторю в сотый раз, но решение сделать фильм "однокадровым" да еще и с очевидными склейками, якобы не заметными, - все это имеет мало отношения к кино, а лишь к тенденциозности и оскарным претензиям. Лживо и фальшиво. Иньярриту как минимум дважды ломает течение времени в угоду сценарию. Он насильно запихивает содержание в форму, белые нитки, которыми сшиты все переходы, видны даже бабе Маше из Текстильщиков. И она, поклонница Тарковского и Сокурова, тоже негодует. Однокадровое время без монтажных склеек призвано отражать и передавать течение "реального" времени, а Иньярриту его сжимает, перескакивает с ночи на утро, с одного дня на другой....в таком случае "однокадровость" становится простым выпендрежем, ай, смотрите, как мы можем! срочно дайте оператору Оскар, дайте всем нам по золотому мужику!..

Совсем другое дело - фильм "Виктория" Себастьяна Шиппера (2015). Картина незаслуженно тихо прошла по нашим кинотеатрам после того фурора, который произвела на Берлинском кинофестивале, получив операторского "медведя" за "выдающиеся художественные достижения". Этот фильм произвел на меня самое сильное впечатление в этом году и вошел в TOP-3 наравне с "Такси" Джафара Панахи и "Племя" М.Слабошпицкого.




1. Двухчасовой фильм снят действительно одним кадром. Было 3 дубля. Не уверен, что взяли в итоге последний дубль, но это и не важно. Такое возможно только с четкой, сумасшедшей организацией. Конечно, авторы понимали, что днем снимать такое сложно, написали сценарий с учетом ночи и раннего утра. Первые 40 минут могут показаться скучными: героиня бродит с компанией немецких гопников по ночному Берлину, пьет пиво, курит траву, говорит о всякой чепухе. Я долго не мог понять, зачем все это и как девушка так просто решается гулять с незнакомцами? Все время казалось, что вот-вот - и парни либо начнут ее насиловать, либо что еще похуже. Но нет. И спасибо авторам, что они в итоге дают зрителю простую мотивацию такого смелого поведения героини (сцена с пианино). Затем идет ключевой поворот "а давай поедем туда-то". И все завертелось. Потом еще один поворот (ой, а кто там в тачке?), блистательная коллизия и третий акт. Сценарий "Виктории" занимает всего 12 страниц, диалоги - это импровизация, но абсолютно естественная. Лично у меня здесь вопросов нет вообще.

2. Да, это снято не так красиво, как в "Бердмене". За такую операторскую работу Оскар не дают, дают лишь берлинского "медведя". Но получается, что Иньярриту с Любецки снимали какую-то пьесу, имеющую мало отношения к реальной жизни, а режиссер Шиппер с оператором Гревленом сняли эту самую жизнь. Иньярриту снимал про себя, про творческий кризис, а Шиппер снял про то, как скучная жизнь может перевернуться с ног на голову всего за 2 часа.

3. Главное в "Виктории" это послевкусие, когда ты смотришь на таймлайн фильма, видишь эти циферки, прошло 2 часа, ты наблюдал за героями без остановки, без склеек, а солнце уже встает над Берлином. И жизнь девушки Виктории уже никогда не станет прежней. Она получила то, что хотела, она хотела бурной жизни и получила ее. Но стоит ли оно того?..

Резюме. Замечательный фильм, в котором прием "одного кадра" целиком и полностью работает на историю и общее впечатление. Только так, без склеек, можно передать главную мысль, настроение, атмосферу, желание жить на полную катушку, пить, влюбляться, веселиться, чтоб кровь бурлила и не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы.

Я бы на вашем месте не стал смотреть трейлер. Там слишком много спойлеров. Но есть хорошая цитата одного из критиков: "Fly away, Birdman". Улетай, Иньярриту, улетай, тебя уделали))




Posts from This Journal by “оскар” Tag

promo boris_gouts july 1, 14:01 24
Buy for 10 tokens
Попросили для сообщества A Band Apart сделать список лучших фильмов с 2010 по 2017 год включительно, этакий топ-лист из тридцати моих любимых кинолент за указанный срок. Список ранжированный и состоит из трех частей: 5 самых-самых лент, потом еще 10 любимых и, наконец, 15 других лент. Я не очень…

Comments

( 33 comments — Leave a comment )
alexmystery
Dec. 24th, 2015 09:23 am (UTC)
Я бы не стал сравнивать с Бердманом, потому что там склейки и их не скрывали, а скорее с Сокуровым, потому что там их тоже нет. Я после просмотра в прокате писал, что Шиппер сделал то, чего еще никому не удавалось в цифровую эпоху. А еще мне нравятся слова самого режиссера: "Это не фильм про ограбление. Это и есть ограбление".

Меня тока смущает факт, почему на ИМДБ и соответственно на КП там указан монтажер? Это потому что из предыдущих версий съемки "одним кадром" они кого-то там из персонажей (доктора Штецнера( убрали вроде бы и пересняли без него?

В восторгах я полностью тебя поддерживаю. Для меня кин один из самых-самых в году.
boris_gouts
Dec. 24th, 2015 09:44 am (UTC)
Пусть тебя ничего не смущает) Режиссер монтажа присутствует и на таких фильмах, где кажется, что монтажа нет.... Здесь нет монтажных склеек, но в конце концов надо еще отрезать "хлопушку" в начале, отрезать финал со словами режиссера "стоп! мазафака! мы это сделали!!!!!!!" ))

А если серьезно....Монтажер еще многим чем занимается, возможно, тут имеется ввиду "инженер монтажа". Надо же еще звук совмещать с картинкой ;)

Насчет вырезанного Доктора....возможно, его выкинули после первого или второго дубля? Но даже если в фильме имеются склейки (хотя зачем они?? в эпоху цифры это можно снять и одним кадром), то я их перестал искать и видеть после 4-5 минуты фильма. И это очень важная победа авторов фильма.
boris_gouts
Dec. 24th, 2015 09:46 am (UTC)
с Бердменом сравниваю именно потому, что оба режиссера стали применять очень яркую фишку с "одним кадром". Но я до сих пор не могу понять, ЗАЧЕМ это делал Иньярриту. Не понимаю. Лично мне (как фанатичномму последователю методики и мировоззрения Тарковского всего, что касается времени в кино) фильм Бердмен прям очень сильно "поперек яиц". Снял бы Иньярриту свой фильм обычным способом, я бы и слова не сказал. Картина бы стала не хуже, не лучше.

Есть подозрение, что все это ради пиара и рекламного продвижения....... а в "Виктории" просто иначе нельзя рассказывать эту историю, очень много теряется. Что касается "Русского ковчега".....затрудняюсь ответить, давно смотрел. Мне кажется, что там все это сделано ради атмосферы, что ли....
kirill2490
Dec. 24th, 2015 09:49 am (UTC)
Это похоже на "Прогулку" Учителя?
boris_gouts
Dec. 24th, 2015 09:52 am (UTC)
Не не знаю, как-то странно сравнивать эти фильмы. А почему ты вдруг вспомнил про "Прогулку"??
(no subject) - kirill2490 - Dec. 25th, 2015 11:12 am (UTC) - Expand
(no subject) - boris_gouts - Dec. 25th, 2015 01:31 pm (UTC) - Expand
(no subject) - fyrk_krja - Jan. 3rd, 2016 03:34 am (UTC) - Expand
(no subject) - boris_gouts - Jan. 3rd, 2016 08:09 am (UTC) - Expand
dionis_red
Dec. 24th, 2015 02:49 pm (UTC)
Сравнивать Бердмэна с Виктория, это (как говорят гопники раши, собратья героев Виктории) сравнивать "колбасу" с пальцем. Фильмы разные и по духу, и по жанру, и вообще. Если считать их одинаковыми за монтаж; так и он у них разный — не скрывается нигде, что Бердмэн снимался длинными кадрами, а не одним. Толкование длинных кадров для достижения эффекта непрерывной съемки, как съемку одним кадром — субъективное заблуждение читателя и зрителя.

Для меня основная отличительная особенность операторской работы в Бердмэне — постоянный полет зрителя за плечем у героев и почти постоянное движение и динамика. А в Виктории зритель вынужден стоять рядом с гоп-героями и Викой, и охреневать весь фильм от происхоядщего идиотизма и "великой художественной ценности гениально сыипровизированных диалогов". А под конец, вообще все происходящее превращается в полнейший поведенческий абсурд.

Забавно видеть, как зритель ведется на очевидный обман Виктории — неужели кто-то действительно верит, что показанные события равны двум часам реальной жизни? Что кто-то поднимается куда-то насладиться видом на пять—шесть минут; или заходит отпраздновать что-то в ночной клуб на те же пять—шесть минут?

Фильм Виктория давно был в закладках, ждал выхода, дождался. В закладки попал из-за отличной работы Нильса Фрама Music for the Motion Picture Victoria. А фильм в итоге — полное разочарование.
boris_gouts
Dec. 24th, 2015 04:09 pm (UTC)
------> "неужели кто-то действительно верит, что показанные события равны двум часам реальной жизни? Что кто-то поднимается куда-то насладиться видом на пять—шесть минут; или заходит отпраздновать что-то в ночной клуб на те же пять—шесть минут?"

а что вас тут смущает? герои поднимаются на крышу, они там часто тусуются, курят траву. Они бы там надолго зависли, но их неожиданно вызывает бандит-авторитет. С клубом та же история: они пришли, они развлекаются, но их выгоняют за неприличное поведение и все такое... В чем здесь обман? Простая причинно-следственная связь.

Это хорошо, что вам нравится Бердмен, и абсолютно нормально разочарование от Виктории. Это ваше право, ваш вкус. ваше настроение, ваши желания, вкусы и ожидание того, что может и должно сниматься в мировом кино. Шедевр или нет, гениально или нет, глупо или нет. Тут спорить глупо.

Однако сравнивать фильмы с точки зрения теории кино можно и нужно. Бердмен по форме - это однокадровое кино, снятое несколькими длинными кадрами, которые потом соединили "скрытыми" склейками. Виктория по форме - это однокадровое кино, снятое одним длинным кадром. Без очевидных и скрытых склеек.

И там, и там мы имеем на выходе схожий визуальный ряд, который предполагает вовлечение зрителя через единое реальное время. Тут нет никакого заблуждения с моей стороны. Никто не мешал Шипперу снимать фрагментарно и прятать склейки. Так ведь? Возможно, даже склейки там имеются.

Я хочу сказать, что Иньярриту зачем-то играется с этим сложным приемом, заставляет зрителя неотрывно следовать за своими героями. Не особо желая скрывать склейки, он все равно их скрывает. Зачем? он все равно намекает нам, что его историю следует понимать как неразрывное действие. Зачем? если все равно есть серьезные временные пробросы??? Вы знаете ответ?

Я подозреваю, что Бердмен надо смотреть как пьесу, как театр, как телеспектакль. Если так, то все окей, ведь в театре перед нами тоже реальное время. И постановка бывает не только на сцене, но и в зале, за кулисами.... Таким образом, например, сцена с панорамированием и движением камеры со второго этажа на первый к началу первой репетиции с героем Эдварда Нортана - это как будто смена декораций на сцене во время действия. Меняется место и время. Все довольны.
dionis_red
Dec. 24th, 2015 10:42 pm (UTC)
Да, про обман с событиями втиснутыми в два часа я неверно выразился. Перефразирую. Если цель стояла четко показать два часа жизни, то не нужно было стараться сюда втиснуть прогулки по ночному Берлину, посещение крыш, кафе, клубов и прочего. Все это создает впечатление обычного молодежного фильма с обычными скачками времени и традиционным монтажом, а не той единственной цели создателя — показать возможность одного дубля. Думаю, далеко не каждый специалист киноиндустрии, не зная заранее, при просмотре четко поймет и увидит, что это один дубль.

Виктория — это артхаус, пример современного искусства, в котором главное это смелость одного хода, а не комплексная гармония (игре актеров + сюжет + диалоги и так далее). Идея Виктории — снять кино одним дублем и точка. Сюжет? Да пара страниц сойдет.
Бердмэн же полная противоположность — в нем продуманы все составляющие: отличная игра актеров, декорации, свет, сценарий и диалоги, и так далее; — все то, что, увы, совсем слабо в Виктории.

Лично для меня Бердмэн одним словом это DREAM,— одновременно и сон, и мечты, и грезы... Именно поэтому мне гармоничен этот постоянный полет камеры за героями.

Совершенно несогласен, что на выходе у этой пары фильмов схожий визуальный ряд. Я не объединяю в одно визуальный ряд и время. Один фильм это драматическая комедия, другой — криминальная драма. Поэтому у них совершенно разный визуальный ряд и атмосфера на экране. Для меня лично попытка связать их только по одному операторско-монтажному решению — совершенно неверно. Это ошибочая механистическая попытка увязать жидкое с тведым только по тому, что и то и другое состоит из атомов.
Я бы сравнивал Викторию, например, с Захватом (2010) Мигеля Анхеля Виваса. Между ними намного больше общего (в том числе и съемка длинным кадром).
(no subject) - lady_sumerki - Dec. 25th, 2015 12:56 am (UTC) - Expand
(no subject) - dionis_red - Dec. 25th, 2015 04:44 pm (UTC) - Expand
(no subject) - lady_sumerki - Dec. 25th, 2015 10:08 pm (UTC) - Expand
(no subject) - lady_sumerki - Jan. 11th, 2016 11:12 pm (UTC) - Expand
(no subject) - boris_gouts - Jan. 11th, 2016 11:28 pm (UTC) - Expand
(no subject) - lady_sumerki - Jan. 11th, 2016 11:34 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dionis_red - Jan. 12th, 2016 04:49 pm (UTC) - Expand
(no subject) - lady_sumerki - Jan. 12th, 2016 06:27 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dionis_red - Jan. 13th, 2016 12:54 am (UTC) - Expand
(no subject) - lady_sumerki - Jan. 13th, 2016 01:15 am (UTC) - Expand
(no subject) - lady_sumerki - Dec. 25th, 2015 12:50 am (UTC) - Expand
(no subject) - boris_gouts - Dec. 25th, 2015 07:37 am (UTC) - Expand
(no subject) - molokofreak - Jan. 3rd, 2016 10:33 am (UTC) - Expand
(no subject) - dionis_red - Jan. 12th, 2016 04:35 pm (UTC) - Expand
lady_sumerki
Dec. 25th, 2015 12:45 am (UTC)
Дочитала до слов: "Первые 40 минут могут показаться скучными: героиня бродит с компанией немецких гопников по ночному Берлину, пьет пиво, курит траву, говорит о всякой чепухе." И поняла, надо смотреть! Обожаю фильмы, где "ничего не происходит" и фильмы про бездельников и раздолбаев :)
molokofreak
Jan. 3rd, 2016 10:07 am (UTC)
Первые 40 минут могут показаться скучными: героиня бродит с компанией немецких гопников по ночному Берлину, пьёт пиво, курит траву, говорит о всякой чепухе.
---
ахахаха, ну да склейки в Бердмане это ужас-ужас вызывающий нервный тремор у ценителей "умного" синема, а сорок минут унылой хуйни это простительно, судя по трейлеру унылый подростковый фильм, баба-гопнички-грабеж, снятый в цветовой гамме "усесерое-блевотное", давай расскажи нам о хороших фильмах.
tergparriotio
Jan. 6th, 2016 12:19 am (UTC)
Зря вы так про "Бердман", эх зря. Это я про то что мол форма притянута за уши и не соответствует содержанию. Не зря Иньяритту строит сюжет вокруг театрального действия. Театр - это события разворачивающиеся на глазах зрителя "здесь и сейчас". Режиссер не пытается насильно воссоздать кусок из жизни достоверно соответствующий движению хроноса (поэтому ночь-день-ночь - норма, хоть и не правда) ему важно какие ощущения вызовет этот прием. А ощущения таковы: вот он человек, вот он всю жизнь играет, у него есть образ он бежит, но мы зрители вечно догоняем его жаждя увидеть любимого персонажа, радостно хлопаем, зовем на бис, а он всего лишь человек, который просто хочет ЖИТЬ
boris_gouts
Jan. 6th, 2016 01:00 am (UTC)
я не считаю, что фильм Бердмен - плохой фильм. Это очень качественное кино. Это красивая метафора жизни, творчества, кризиса среднего возраста и ляляляля много чего еще. Содержание красиво оформлено. Просто я считаю, что использование приема "один кадр" в данном случае слишком формален и, к сожалению, слишком распиарен. При пиаре и выпячивании подобного приема теряется много другого. Вот и все. Это мое личное мнение, которое не претендует на "истину в последней инстанции".)))
tergparriotio
Jan. 6th, 2016 01:42 am (UTC)
я понял вас. просто меня наверное стороной прошел пиар-ажиотаж (а он был?) вокруг "одного кадра" Бердмана. как ни крути прием стар, а шум вокруг него подняли те, для кого это впервой...
хотя, признаюсь, я с долей предвзятости смотрел этот фильм. еще со времен "дитя человеческого" неравнодушен к творчеству Любецки))
danejko
Jan. 6th, 2016 02:41 pm (UTC)
Разница между "Бердменом" и "Викторией" в том, что фильм Иньярриту интересно смотреть с начала и до конца, а фильм Шиппера с почти конца и до конца.
И это безотносительно техники съемки и т.д., речь просто об интересе к тому, что и как происходит на экране.
boris_gouts
Jan. 7th, 2016 11:59 pm (UTC)
Здесь все индивидуально)мне интересно было смотреть от начало и до конца. и я не одинок) На Бердмене скучал. Хотя фильм хороший, конечно
( 33 comments — Leave a comment )

Profile

bg-dim
boris_gouts
Борис Гуц: записки кинорежиссера

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel