Борис Гуц: записки кинорежиссера (boris_gouts) wrote,
Борис Гуц: записки кинорежиссера
boris_gouts

Category:

"Прибытие" Дени Вильнева и признаки классного режиссера



Дени Вильнев в этом году не получил Оскар в номинации "Лучший режиссер", что ни в коем случае не делает его лучше или хуже как профессионала и художника. О фильме "Прибытие" сказано уже много - как хорошего, так и плохого - ниже я хочу лишь показать, как Вильнев в нужных местах умело держит интригу и выдает зрителю информацию дозами. Это простой режиссерский прием, который не так часто используется, как хотелось бы.



Часть 1. Как выглядит корабль пришельцев?

Учитывая, что в оригинальном рассказе Теда Чана "История твоей жизни" инопланетного корабля и вовсе нет, режиссеру Вильневу и его команде пришлось выдумывать иноземный транспорт с нуля. Внешний вид корабля, как и облик пришельцев, - это всегда очень притягательные, интригующие моменты в жанре "кинофантастика", а потому Вильнев явно хотел сдавать карты не спеша.

05:35
Первое упоминание корабля - на шестой минуте фильма. Героиня Эми Адамс и ее студенты включают телевизор, но зрителям изображение не демонстрируется, только лицо Адамс в полутьме и голос диктора... Полминуты!!!



06:04
В финале сцены телевизор с кораблем все-таки показывают, но на общем плане ничего особо не разглядеть.



08:53
Героиня Эми Адамс смотрит телевизор у себя дома. Сперва в кадре только журналист...



...затем что-то силуэтное и невнятное все же показывают, подогревая интерес зрителя.



09:25
Опять телеящик, теперь новости из Венесуэлы. Опять что-то невнятное... То есть четыре минуты подряд нам говорят, что корабль прилетел, да и не один, но режиссер принципиально отказывается их нам показывать! Сволочь какая!



18:18
И вот свершилось! Спустя 17 минут после начала фильма и 13 минут после первой новости по телевидению режиссер Вильнев все-таки показывает зрителю этот чертов корабль.



Да не просто так. А в эпичном длинном кадре! С панорамой через туман! Да с вертолета! Да под гипнотичную музыку от Jóhann Jóhannsson. Если вас эта сцена оставила равнодушной, воздержитесь от комментариев, а просто задумайтесь, что с вами не так ;)





И знаете в чем заключается жестокая ирония современного кинобизнеса?
А в том, что все изыски Дени Вильнева, понятные любому профессиональному кинорежиссеру, рухнули, когда пришли маркетологи и сказали: "Ок. Это все очень хорошо, но нам нужен корабль на афиши!" И всё, друзья!!! И вы сейчас читаете эту статью, а сами думаете: "И нахрена ты нам все это описываешь? Какие еще режиссерские приемы? Мы же сто раз видели корабль в трейлере и на афишах!" Да. Так и бывает. Есть искусство, а есть бизнес.




Часть 2. Как выглядят пришельцы?

Пришельцев в трейлере тоже показали, но совсем чуть-чуть. Так что тут старания Вильнева не пропали даром. Герои фильма проникли в корабль где-то через полчаса после начала фильма. В финале этого текста вы можете посмотреть ролик о том, как все это снималось - спецэффекты и прочее - но сейчас мы говорим о первой сцене контакта с инопланетными гостями.

31:00
Герои приходят в так называемую "комнату переговоров" внутри инопланетного корабля. Здесь режиссерский принцип тот же: показываем лица героев и их эмоции как можно дольше, интригуем по максимуму, но не показываем самих пришельцев.







31:40
Слышится гул, нам сообщают: «Они прибывают».







32:40
Итак! Спустя 2 минуты 40 секунд после того, как герои пришли в "комнату переговоров", нам-таки показали инопланетян. Да и то - в тумане. Почти три минуты длилась данная сцена. Непозволительно долго для скучающего подростка с попкорном. Но многих (и меня в том числе) подобная неторопливость дико заводит. Музыка, атмосфера. Таков стиль режиссера Вильнева в данном фильме.




Часть 3. Пришельцы улетают.

Еще один простой пример из той же оперы, когда интересующее нас действие или объект показывается не сразу. Вот сцена, когда корабль прищельцев вдруг решил подняться в небо, подальше от земли.

01:18:00
Герои сидят в палатке. Вдруг они слышат какой-то гул.
Кадр 1. Эми Адамс настораживается.



Кадр 2. Средне-общий план. Трясется палатка и лампы.



Кадр 3. Герои выбегают из палаток. Длинный кадр.



Все куда-то смотрят...



И Форест Уайтакер тоже куда-то смотрит...



01:18:21
Кадр 4. И вот гул обретает визуальные формы. 21 секунду потратил Вильнев на то, чтобы сделать эту сцену. А ведь можно было проще, да? Герои выбегают и сразу видят корабль. Или. Герои слышат гул - потом кадр, где корабль летит - потом выбегают и смотрят вслед улетающему Карлсону кораблю.



Таков стиль режиссера Вильнева в фильме "Прибытие". Атмосфера и неторопливость. Ждем теперь его сиквел "Бегущего по лезвию бритвы" и смотрим обещанные ролики о спецэффектах.







Tags: Прием Стрип, кино, киноКухня, киноязык, оскар, режиссеры
Subscribe

Posts from This Journal “киноязык” Tag

promo boris_gouts july 1, 2017 14:01 24
Buy for 10 tokens
Попросили для сообщества A Band Apart сделать список лучших фильмов с 2010 по 2017 год включительно, этакий топ-лист из тридцати моих любимых кинолент за указанный срок. Список ранжированный и состоит из трех частей: 5 самых-самых лент, потом еще 10 любимых и, наконец, 15 других лент. Я не очень…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 17 comments

Posts from This Journal “киноязык” Tag